mosque

Коран и его науки

Бисмиллахир Рахманир Рахим

Священный куръан

Да будет бесконечные восхваления Всевышнему Аллаху, ниспославшему человечеству Куръан в качестве маяка спасения вплоть до Судного дня! Да восславится Всевышний Аллах, возвысивший Куръан его бесподобным изложением, перед которым бессильно человечество, и сделавший его руководством, ведущим к благоденствию в обоих мирах!

Да будут самые чистые и наивысшие благословения возлюбленному (любимцу) Всевышнего Аллаха Мухаммаду ал-Амину, любимому Пророку всех мусульман, который принял от Господа миров Куръан, передал его в целости и сохранности всем мирам, научил его чтению и пониманию, показал на деле, как всецело применять его в жизни.

Куръан – последняя небесная книга

Слово «Куръан» в переводе означает чтение, чтение в слух, собрать, объединять – Куръан вобрал в себя смыслы, мудрости и предписания всех божественных книг, ниспосланных до себя.

Священный Куръан состоит из 114 отдельных сур(глав). Суры, в свою очередь, подразделяются на аяты (стихи). Каждый аят Куръана - это Слово Аллаха, Его знак, назидание, учение, знамение.

Весь Куръан делится на 30 равных по длине частей. Каждая такая часть называется джуз. Общее количество аятов в Священном Куръане 6238. Около 78 тысяч слов.

По свидетельству одного из праведных халифов Усмана радияллаху анху, Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Лучший из вас – тот, кто изучил Куръан и обучает ему других».

Праведный халиф Али радияллаху анху говорил.

Куръан – это горящий факел, свет которого никогда не погаснет; Куръан это океан, глубина которого никогда не сможет быть измерена человеческой мыслью.

В частности, в благородном хадисе, переданном имамом Тирмизи отАбдуллаха ибн Мусъуда радияллаху анху, возлюбленный Господа миров Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто прочтет букву из Слова Аллаха, за это ему записывается добро. А одно добро умножается в десять раз. Я не говорю, что Алиф, Лаам, Мим – это (одна) буква. Но, Алиф – это (одна) буква, Лаам – это (одна) буква, Мим – это (одна) буква».

Вот видите, дорогие, буквы Алиф, Лаам и Мим в начале одной суры являются не одним словом, а тремя буквами. За них вы получаете три саваба – три благих воздаяния, по одной за каждую.

О мусульмане! Книга Аллаха – путь к богобоязненности и любви Всевышнего Аллаха, и она ведет к тому, что наиболее правильно. Али радияллаху анху сказал о Куръане: «Это – советчик, который не обманывает, проводник, с которым не заблудишься, рассказчик, который не лжет. Любой из тех, кто проведет время в обществе этого Куръана, непременно встанет с увеличением и уменьшением: его приверженность прямому пути увеличится, а его слепота – уменьшится… И знайте, что он – заступник и обладатель заступничества, говорящий и подтверждающий. За кого заступится Куръан в Судный день, тот не останется без заступничества, ибо, поистине, в Судный день воззовет глашатай: «Поистине, каждый пахарь сталкивается с трудностями и его постигают испытания, кроме пахарей Куръана». Так будьте же пахарями Куръана, его последователями. Ищите в нем путь к вашему Господу, ищите у него совета, как вам справиться с собственной душой, и считайте любое из ваших мнений сомнительным до тех пор, пока его не подтвердит Куръан, и пусть это поможет вам справляться с собственными страстями».

Пусть всех последователей Куръана, уверовавших в него обладателей веры, подтвердивших сердцем его правдивость обладателей знания, последовавших ему приверженцев Ислама возьмет под свою сень, благодаря заступничеству Куръана и Своей милости, Тот, Кто дал им Куръан, в День, когда не будет царя, кроме Него!

(Ва ахыру давана аниль-хамду лиЛляхи рабби-ль-алямин). И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!». 18.03.2016 год, соборная мечеть г. Курган.

Ценность Куръана

  1. Самый первый хадис описал превосходство Курана над всем остальным.
  2. Аллах таъала сказал, что превосходство Курана над всеми другими словами, как превосходство Самого Аллаха над всеми творениями
  3. Если кому то нравится богатство и имущество, рабы и слуги и животные и он потерял свое сердце по какой то особой породе животного, то он предупрежден о превосходстве приобретения знаний Курана над получением животных без труда
  4. Если какой то Шейх стремится достичь святости и богобоязненности и трудиться для этого, то محمد Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что знаток Курана будет считаться наравне с ангелами с которыми тяжело сравниться в богобоязненности, и которые ни на миг не могут быть не покорными Аллаху. Если кто то в этом мире гордится тем, что он получает всегда двойную долю и видит свое достоинство в том, что его мнение считается равным двум мнениям, то для того кто запинается при чтении Курана получит двойную награду.
  5. Если какой-либо завистник получает удовольствие от злых дел и зависть стала его натурой, и она не может выйти из его жизни, то محمد Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) указал нам такого, чье совершенство достойно зависти – Это Хафиз Курана.
  6. Если кто-то наслаждается фруктами, и отдаёт им свою душу, и без них жить не может, то Куран подобен цитрусу. Если кто-то любит сладости, и без сладостей не может обойтись, то Куран слаще финика.
  7. Если кто-то является любителем славы и почета, и он жаждет быть членом совета, то Куран является средством повышения степеней в этом мире и в Ахирате.
  8. Если кто-то хочет иметь помощника, который пожертвовал бы за него душу, и готового заступиться за него в любом поединке, то Куран готов заступиться за своего читателя перед Царем царей, Властителем владык и Господом миров… если какой-либо буквоед хочет посвятить свою жизнь на доскональные исследования, и найти маленькую точку для него достаточно, чтобы забыть все удовольствия этого мира, то Куран полон сокровищ разных тонкостей.
  9. Если кто-то сходит с ума по строительству больших строений, и желает роскошные апартаменты на седьмом этаже, то Куран возвышает до семитысячной ступени в Джаннате (в Раю).
  10. Если кто-то желает иметь такую лёгкую торговлю, где без труда получается много прибыли, то Куран обеспечивает за каждую букву 10 хороших дел.
  11. Если кто-то жаждет короны и престола, и за это сражается со всем миром, то Куран даёт родителям своего друга корону, блеску которой нет примера в этом мире.
  12. Если кто-то, демонстрируя искусство фокусов, держит в руке огонь, глотает горящие спицы, то Куран отгораживает нас даже от адского огня (от Дхаханама).
  13. Если кто-то обожает свои связи, и гордится тем, что из-за одного его письма губернатор освободил обвиняемого, то Куран же, благодаря каждому своему другу, даёт освобождение 10 человек, которые обречены в Джаханам.
  14. Если кто-то любит благоухания, и является поклонником садов и цветов, то Куран — это букет цветов, и целиком является мускусом.
  15. Тот, кто лишён Курана, подобен опустошённому дому
  16. Если какой- либо поклоняющийся находится в поиске лучшего способа поклонения, и в каждом деле жаждет заниматься тем, отчего есть наибольшая награда, то чтение Курана — это наилучший вид поклонения. И откровенно сказано, что он лучше, чем Нафл намаз, Нафл ураза, Таспих и Тахлил.
  17. Большинство людей переживает за своё здоровье. محمد Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что сура “Фатиха” есть исцеление от всякой болезни, и Куран устраняет болезни души.
  18. Большинство гордятся своим благородным происхождением, محمد Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что достойно гордости — это Куран.
  19. Большинство людей охватывает страсть накапливать богатство. Они ущемляют себя в еде и одежде, محمد Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что достоин накопления только Куран. Сколько хочешь, — запасайся, нет лучше сокровища, чем это. Если кому-то нравится освещение, и он устанавливает десять ламп в комнате, чтобы осветить её, то, что может превзойти нур Курана.
  20. Если вы целуете ноги министру, желая, чтобы вас похвалили при дворе, и льстите для того, чтобы ваши дела передавались дальше, то Куран заставляет вспомнить про вас при дворе Властелина владык, Истинного Возлюбленного с языка Самого Господа миров, милость милосердного.
  21. Если вы стремитесь узнать, что обожает ваша возлюбленная больше всего, и, чтобы получить это, вы готовы даже прорыть в горах реки из молока, то нет ничего более обожаемого для вашего Господа, чем Куран.
  22. Если вы тратите жизнь на то, чтобы стать придворным, выносите тысячу планов для того, чтобы стать советником короля, то через Куран вы становитесь приближенным такого Правителя, перед которым самые великие королевства ничего из себя не представляют.
  23. Таким же образом, если вы хотите привлечь к себе внимание Господа, то читайте Куран.
  24. Если вы называете себя мусульманами и’ гордитесь этим, то есть призыв محمد Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читать Куран, таким образом, как он заслуживает.
  25. Если, по-вашему, ислам — это не просто слова, и вас тоже касается подчиняться Аллаху и Его Посланнику (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то читать Куран — это есть приказ Аллаха.
  26. Если вы любитель истории, что, найдя где-либо достоверную древнюю историческую книгу, в Куране имеется замена всем таким книгам, которые считались достоверными в древние времена.
  27. Если вы хотите достичь такой высокой степени, чтобы даже Посланникам было приказано сидеть вместе с вами, то это можно достичь только через Куран.
  28. Если вы настолько ленивый, что ничего не можете делать, то без труда и тяжести вы можете получить почет только через Куран. В какой-либо мечети или школе медресе молча сидите, и слушайте, как дети читают Куран, и вы получите огромную награду.
  29. Если вы хотите освободиться от всяких проблем и тревог этого мира, то спасение от этого только в Куране.
  30. Если ваше сердце наслаждается прогулкой в горах, и вы готовы пожертвовать 100 душ ради путешествия на одну гору, то Куран обеспечивает отдых на холмах из мускуса в такое время, когда все человечество будет переживать только за самого себя.
  31. Если вы хотите превзойти в поклонении, и проводите день и ночь в нафл намазах, то изучение Курана ещё превосходнее.
  32. Если ваши грехи перешли все границы, и вы убеждены в смерти, то не теряйте время и читайте Куран, потому что вы не найдёте заступника такого уровня, и такого, что есть уверенность в том, что его заступничество принимается.

بسم الله الرحمن الرحيمالخطب للجمعات للامام زياد علي مضرابوف في المسجد لمدينة "قرغان" في "روسيا" الجنوبي "لاورال" تاريخ 3 شهر الصفر سنة 1438 في الهجرة و 4 11 2016 في الميلاد المسيح (عليه السلام)

الحمد لله نحمده و هو المستحق للحمد و الثناء نستعين به في السراء و الضراء و نستغفره و نستهديه لما يقربنا اليه و نْؤمن به و نتوكل في جميع حالاتنا و نصلي ونسلم علي افضل مبعوث للعالمين

Роль веры и ибада (обряд) в нравственном совершенствовании человека

Мусульманин знает, что Аллаху ведомы все его деяния и что есть ангелы, которые их записывают. Он также верит, что в Судный День его деяния предстанут перед ним, за добрые он получит вознаграждение, а за плохие будет наказана, если Аллах не простит его.

فمن يعمل مثقال ذرة خيرا يره ومن يعمل مثقال ذرة شرا يره.

Перевод: «Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его (в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него). Кто совершил зла на вес пылинки (тот также) увидит его, (и ему воздастся за него)». Священном Коран сура Аз – Зилзила-7,8

Зная это мусульманин старается не совершить греховного и побуждает к добру. Человек же неверующий или тот чья вера слаба, не чувствует ответственности, перед Творцом, и совершит разного раз рода неблаговидные, греховные поступки.

Ибада усиливает веру: пятикратный намаз приучает нас постоянно помнить о Великом Создателе мироздания – Аллахе, пост увеличивает в душах милосердие уберегает руки от харам (запретно), а язык от лжи. Закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. Все это приносит пользу обществу.

Пророк Мухаммад (С.А.В.) пример высокой нравственности.

Пророк Мухаммад (с.а.в.) – это человек, обладавший по Воле Всевышнего Аллаха в высшей степени достойным нравом и лучшими человеческими качествами. Когда у госпожи Айши (радыйаллаху анхо) спросили о Пророк Мухаммаде (с.а.в) она ответила, «Его нрав – это Коран»

Пророк Мухаммада (с.а.в) сам жил по законам нравственности и учил этому своих сподвижников. В Священном Коран сура Аль - Ахзаб-21.

لقد كان لكم في رسول الله اسوة حسنة لمن كلن يرجو الله وال يوم الآخر وذكر الله كثيرا

Перевод: Для вас в Посланнике Аллах образцовый пример для тех , кто надеется на милость Аллаха и на блага Судного дня и поминает Аллаха часто.

В этом аяте Всевышний Аллах повелевает, чтобы жизнь Пророка Мухаммада (с.а.в.) стала для нас примером по канонам Ислама.

Важность нравственности для каждого человека

Как мы знаем, огромное общество, которое называется Нардо, состоит из объединения семей. Семьи же, в свою очередь состоят из индивидуальных лиц. Сила и счастье народа заключается в прочности структуры семей. А прочность и счастье семьи возможна с помощью выполнения нравственных обязанностей каждого члена семьи.

Поэтом, очень важно, чтобы каждый член семьи имел хороший ахляк. Нам известно, что невозможно построить прочный корабль из гнилой древесины, так невозможно построить прочное из индивидуалов, не имеющих чувства ответственности.

История ниспосылания Корана

Когда Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) исполнилось 40 лет началась его пророческая миссия. Эта миссия длилась до его смерти. В течении 23 лет ниспосылался Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) Великий Коран. Причины по которым был ниспослан Коран указаны самим Аллахом в Коране: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман». (Сура ан-Нахль- 89)

Всевышний Аллах также сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах». (Сура аль-Маида - 48), «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим». (Сура Ибрахим - 1-2)

Начало пророчества Мухаммада (с.а.с.)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) до ниспослания Корана часто уединялся в пещере, которая находилась недалеко от Меккии и называлась Хира. В ней он размышлял о Величии Аллаха. В 610 году н.э., в месяц Рамадан в ночь с воскресенья на понедельник «В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». (Сура аль-Бакара, аят 175) к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) по приказу Аллаха пришел один из Ангелов - Джабраиль, и сказал Ему: «Читай». С этих слов началось ниспослание Корана. В ту ночь Ангел Джабраиль передал первые пять аятов из суры Сгусток. Вот они: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал.» (сура Сгусток 1-5).

О том, как начались откровения очень хорошо рассказано женой пророка Аишей (радыйаллаху'анха): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней зареон никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира (гора недалеко от Мекки, называется сейчас Джабаль ан-нур), где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже (Хадиджа бинт Хувайлид первая жена Пророка) и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор,) пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” — на что он ответил: “Я не умею читать!”» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал:
“Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” — и я (снова) сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший… (сура Сгусток1-3)»

‘Аиша (радыйаллаху'анха) сказала:
«И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!” А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи ( времена доисламского язычества в Аравии) принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились». (Аль-Бухари)

Потом откровения возобновились Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” — после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…” (сура Завернувшийся 1-5)» (Бухари). и завершились за 9 дней до смерти пророка. Последний аят был из суры аль-Бакара (Корова): «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо». (сура аль-Бакара -281)

Аяты Корана ниспосылались без основной причины, а так же они посылались в связи с каким-нибудь событием или каким-либо вопросом. Эти события и вопросы называют «причина ниспослания»(«сабабу нузуль»). К примеру: Ибн Аббас рассказывал: «Когда был ниспослан аят «Предостереги своих ближайших родственников!» (сура аш-Шуара-214), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднялся на гору ас-Сафа и стал громко звать племена курайшитов: «О Бану Фихр! О Бану Ади!». Они собрались вместе, а те, кто не смог прийти, отправил вместо себя кого-нибудь, чтобы узнать, в чем дело. Там были Абу Лахаб и все остальные курайшиты. Наконец, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к ним: «Скажите, если я скажу вам, что в долине стоит конница, которая готова напасть на вас, поверите ли вы мне?». Они ответили: «Да, ведь раньше ты всегда говорил только правду». Он сказал: «Так вот, я послан к вам, чтобы предостеречь вас от суровых мучений». Тогда Абу Лахаб сказал: «Пропади ты пропадом на всю оставшуюся жизнь! Неужели ты собрал всех нас ради этого?». После этого были посланы аяты: «Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба, и сам он пропал. Не спасло его богатство и то, что он приобрел (положение в обществе и дети). Он попадет в пламенный Огонь. Жена его будет носить дрова, а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон. (сура аль-Масад). (Хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ибн Джарир и другие). Когда было запрещено вино, люди спросили: «А что же с теми, кто был убит на пути Аллаха или умер, но пил вино, эту мерзость?» И тогда был ниспослан аят. «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния». (Сура аль-Маида - 93) (Ас-Суюти, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 115.) Также в пример можно привести аяты, ниспосланные после того, как люди обвинили Айшу (радыйаллаху'анха) в прелюбодеянии. Всевышний Аллах ниспослал аяты, чтобы защитить Аишу (радыйаллаху'анха) и очистить ее от того, чем пытались ее загрязнить лжецы. «Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения...» (сура ан-Нур – 11-18)

Два периода ниспослания Корана

Время пророчества делится на 2 этапа – Мекканский и Мединский. Мекканский период длился 13 лет (в этот период началось ниспослания Корана), затем 10 лет вплоть до смерти Пророка – Мединский. В книге Кулиева «На пути к Корану» приводится хронологический список сур: Мекканские суры (всего 86 сур ниспосланы в 610-622гг) - 96, 74, 111, 106, 108, 104, 107, 102, 105, 92, 90, 94, 93, 97, 86, 91, 80, 68, 87, 95, 103, 85, 73, 101, 82, 81, 53, 84, 100, 79, 77, 78, 88, 89, 75, 83, 69, 51, 52, 56, 70, 112, 109, 113, 114, 1, 54, 37, 71, 44, 50, 20, 26, 15, 19, 38, 36, 43, 72, 67, 23, 21, 25, 17, 27, 18, 32, 41, 45, 16, 30, 11, 14, 12, 40, 28, 39, 29, 31, 42, 10, 34, 35, 7, 46, 6.

Мединские суры (всего 28 сур ниспосланы в 622-632гг) - 2, 98, 64, 62, 8, 47, 3, 61, 57, 4, 65, 59, 33, 63, 24, 58, 22, 48, 66, 60, 110, 49, 9, 5, 55, 13, 76, 99.

В мекканский период ниспосылались суры, в которых затрагивались аспекты веры и нравственности. Большая часть сур Корана мекканского периода посвящена историям из жизни пророков, к примеру: сура Марьям, сура Аль-Анбийа (Пророки), а так же касаются веры в Аллаха, в будущую жизнь, в пророчество Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), рая и ада, так же в них рассматриваются нравственно-этические аспекты (милосердие, духовность, правдивость, скромность, смирение, богобоязненность, к примеру: сура аль-Маун), рассказывается о смерти, освобождении рабов и т.д. Эти суры не содержат в себе законов, но закладывают их основы. Мединскими сурами установлены такие предписания, как молитва (салят) и благотворительность.

В 622 году произошла хиджра, то есть когда Пророк Мухаммад спасаясь от курайшитов, которые хотели его убить, переселяется в Медину. Начался Мединский период. Суры ниспосланные в этот период содержат в основном религиозные предписания, вопросы касающиеся джихада, семейно-правовых проблем, наследства, наказаний за проступки и преступления, к примеру: сура аль-Бакара.

Труд и ахляк

Ислам предписывает мусульманам трудиться, чтобы зарабатывать себе на жизнь и ни от кого не зависеть. Труд и заработки людей бывают разные. Мы должны обращать особое внимание на то, чтобы зарабатывать разрешенным путем и не смешивать наш ризык с запрещённым.

Пророк (с.а.в.), обрадовал благой вестью тех, кто честно трудился: «Те, которые торговали законно, в Судный день будут вместе с пророками» («250 Хадисов», стр. 62).

«Богатство не вредит тем, кто боится Аллаха» (Ибн Маджа, «Тиджарат», 1).

«Берите то, что разрешено, и оставьте то, что запрещено» (Ибн Маджа, «Тиджарат», 2).

«Отдайте заработанное работнику до того, как высохнет его пот» (Ибн Маджа, «Рухун», 4).

«Тому, кто берет в долг с намерением возвратить его вовремя, поможет Всевышний Аллах» (Нисаи, «Бую», 99).

«С тремя не будет говорить Аллах в Судный День, и не посмотрит на них, и не оправдает их, и для них – мучительные наказания». Пророк (с.а.в.) повторил это трижды. На что Абу Зарр воскликнул: «Будь прокляты имена их! Пусть не достигнут они чаяний своих! Кто же они, о, Посланник Аллаха?». Пророк (с.а.в.) ответил: «Те, кому гордыня не позволяет приподнимать полы одеяния, те, кто упрекает другого в оказанной ему помощи, те, кто ложными клятвами обеспечивает сбыт товара» (Муслим, «Иман», 171; Ат-Тирмизи, «Бую», 5; Абу Дауд, «Либас», 25).

«Разрешенное разъяснено и запрещенное разъяснено. Однако, есть между ними сомнительное, которое большинство людей не могут различить. Кто устранится от сомнительного, тот спасет свою честь и свою веру. А кто войдет в сомнения, тот войдет в запрещенное, подобно тому, как пастух приведет свое стадо в непроверенную местность, где стадо может оказаться в опасности» (Аль-Бухари, «Иман», 39; «Бую», 2; Муслим, «Мусакат», 107, 108).

Правдивость – один из принципов исламской нравственности. Мусульманину следует избегать лжи, зависти, ихтикяра (скупки продуктов питания и продажи их только после завышения цен). «Ложная клятва может ускорить сбыт товара, но лишает торговлю благословения» (Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», 235).

Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного – выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. Если работник выполняет свою работу небрежно (мотивируя тем, что никто из людей его не видит), тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно; такое отношение запрещено нашей религией.

Таким образом, наша религия предписывает человеку трудиться, зарабатывая честным, дозволенным путем, помня о том, что мы пришли в этот мир для того, чтобы сдать экзамен, а затем предстать перед нашим Господом.

Может ли измениться ахляк?

На этот свет ребенок рождается чистым и безгрешным. Если родители дадут ему хорошее воспитание, то он вырастет высоконравственным человеком. При отсутствии подобного воспитания трудно ожидать от человека нравственности и доброты.

Стремясь избавиться от болезни, мы лечим различными лекарствами свое тело. Так же мы очищаем от дурных черт нашу душу, совершенствуя и облагораживая ее.

Пророк (с.а.в) сказал: «Совершенствуйте ваш нрав». Эти слова Пророка доказывают тот факт, что свойства личности поддаются изменению.

Общение с безнравственными людьми со временем приводит к тому, что человек перенимает их пороки и недостатки. Пророк (с.а.в.) сказал: «Дружба с праведником или грешником сравнима с дружбой с торговцем мускусом или кузнецом. У первого ты можешь купить мускус или почувствовать его аромат. У второго ты можешь прожечь свою одежду искрами или почувствовать его неприятный запах» (Муслим, «Бирр», 146).

Наша обязанность – водить дружбу с хорошими людьми и избегать плохих, а если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью помочь ему стать лучше.

Нравственность имама Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) – один из великих исламских ученых, обладавших обширными знаниями, острым умом и высокой нравственностью. Он, словно путеводная звезда, указывающая страннику дорогу, собственным примером направлял искателей Истины по правильному пути.

Занимаясь делами торговли, Абу Ханифа не изменял свои нравственным принципам. Он больше думал о других, нежели о себе. Как-то раз одна женщина захотела продать ему шелковое платье. Имам поинтересовался, сколько денег она хочет получить. Женщина сказала:

— Сто дирхемов.

Абу Ханифа возразил:

— Это платье стоит больше, чем сто дирхемов. Назовите его цену.

Женщина завысила цену на сто монет, но благородный Абу Ханифа снова с этим не согласился. Платье, по его словам, было достойно лучшей цены.

Так, цена платья дошла до четырехсот дирхемов, но имам продолжал настаивать на своем. Женщина подумала, что он шутит, но Абу Ханифа попросил ее справиться о цене платья у кого-нибудь другого. Так женщина и сделала. Цена платья наконец была определена. Абу Ханифа купил его за 500 дирхемов.

Имам Абу Ханифа показал нам пример того, что никогда нельзя забывать об интересах других людей.

Ва ахиру даъвана анил хамду лил Лахи Раббил аламин.(И наша последняя слова- хвала Аллаху Господу миров.

г. Курган. Соборная Мечеть. Председатель Курганского Религиозного Общество Мусульман Зиедали Мизробов

Тауба (покаяние)

اعوذ بالله من الشيطان الرجيم
بسم الله الرحمن الرحيم

Аллах в Коране сказал:و توبوا الي الله جميعا ايها المومنون لعلكم تفلحون

«…О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете» (Коран 24:31). Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «От каждой болезни есть лечение, а лечение грехов – «истихфар» - покаяние (тауба). Существуют два вида грехов. Первый - грех между Аллахом и человеком. Это несовершенный намаз, неуплаченный закят, несоблюдение поста в Рамазан, а также несовершение хаджа при наличии финансовой возможности. Если человек пришел в мечеть, услышал проповедь имама, остановился в грехе и покаялся, начал соблюдать пост, читать намаз и стал, при возможности, выплачивать закят, то Аллах услышит своего раба и простит.

فمن تاب من بعد ظلمه و اصلح فان الله يتوب عليه ان الله غفور رحيم.

«Аллах примет покаяние того, кто раскается после совершения несправедливости и исправит содеянное, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный». (Коран 5:39).

Второй вид греха – тот, который совершается между человеком и человеком. Например, один человек обидел или обманул другого. Пока обиженный человек не простит обидчика, Аллах покаяние обидчика не примет.

الا من تاب وآمن وعمل عملا صالحا فأولائك يبدل الله سيآتهم حسنات و كان الله غفورا رحيما

**«Но тем, кто раскаялся в своих грехах, искренне уверовал в Аллаха и повиновался ему, совершая добрые дела, этим Аллах прощает грехи по Своему милосердию и заменяет их скверные деяния благими деяниями, за которые Он им воздаст лучшей наградой. Поистине Аллах – Прощающий, Милосердный». (Коран 25:70).

Пророк Мухааммад (с.а.с) сказал: التائب من الذنب كما لا ذنب له

«Если человек совершает тауба, то он становится безгрешен».

Аллах любит три качества в своих рабах:

  1. когда раб читает вовремя намаз;
  2. когда покойника хоронят по шариату;
  3. когда раб после совершения греха сразу кается (тауба).

Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Когда среди людей появляется разврат, который они не пытаются скрыть, Аллах насылает на них чуму и болезни, которых не было у их предшественников; когда люди начинают обмеривать и обвешивать других, Аллах непременно насылает на них голод и делает их пропитание скудным и обрушивает на них жестокость и несправедливость правителя; когда люди перестают выплачивать закят со своего имущества, Аллах перестает ниспосылать им дождь с небес, и если бы не животные, дожди вообще перестали бы выпадать. Когда люди нарушают договор с Аллахом и договор с его посланником, Аллах непременно дает их врагам власть над ними, и они забирают часть того, что принадлежит им, и если они перестают править в соответствии с Книгой Аллаха, Аллах сеет вражду между ними (передал Аль-Байхаки).

Во времена пророка Мусы (мир ему) жила одна незамужняя женщина. Она вступила в отношения с мужчиной. Через год у нее родился ребенок. От стыда она задушила и закопала этого ребенка. Затем она пришла к пророку Мусе с покаянием. Муса спросил: «Что случилось с тобой?». Женщина ответила: «Я убила и закопала моего новорожденного ребенка». Муса (мир ему) сказал: «Вон из моего дома!». Эта женщина со слезами вышла из дома Мусы, в это время Аллах послал ангела Джабраила. Джабраил сказал: «О Муса! Аллах приветствует тебя и спрашивает, почему ты выгнал эту женщину, которая пришла к тебе с искренним покаянием». Муса ответил: «Она совершила большой грех, она убила собственного ребенка». Джабраил продолжил: «Грешники хуже ее ходят по земле. Почему их ты не выгоняешь из твоего дома?». Муса спросил: «Кто они?». Джабраил ответил: «Люди, которые не совершают намаз».

Пророк Мухаммад (с.а.с) сказал:كل بني آدم خطائ وخير الخطائين التوابون

«Все потомки Адама (мир ему) ошибаются. А лучшие из ошибающихся – кающиеся» (передал Ибн Маджа).