mosque

Мусульманский месяц Шаъбан

Shaban

Название этого месяца происходит от арабского глагола шаъаба, означающего «разделяться, расходиться», поскольку в этом месяце арабские племена отправлялись в походы.

Месяц шаъбан является месяцем, предшествующим рамадану, в связи с чем он становится как бы подготовительным периодом, в течение которого мусульмане постепенно втягиваются в процесс соблюдения поста. В одном из хадисов приводится свидетельство сподвижников, согласно которому, помимо рамадана, Посланник Аллаха ﷺ больше всего постился именно в месяце шаъбан.

Однако при этом следует учитывать, что непосредственно перед наступлением рамадана поститься не рекомендуется. Наш Пророк ﷺ говорил: «Когда начинается вторая половина месяца шаъбан, лучше не поститесь».

Особенно это касается последнего дня шаъбана, что связано с необходимостью выделения особого статуса рамадана. Связано это также с физиологической и психологической точек зрения, поскольку перед началом поста следует соблюсти некоторую паузу, учитывая, что наиболее почитаемые дни и ночи году находится в конце рамадана.

Но не только близостью рамадану известен шаъбан. Согласно разным источникам, в этот месяц произошло несколько значительных событий. Например, 15-го шаъбана произошло изменение направления в молитве (кыблы) с Иерусалима на Мекку. Это событие стало предвестником очищения Священной Каабы от идолов и возвращения ей статуса Храма общемирового значения. Не все восприняли это событие со смирением, в результате чего часть «лжемусульман» отказалась последовать воле Всевышнего, проявив таким образом свою истинную сущность.

Изменение кыблы произошло прямо во время одной из молитв, и мечеть, в которой она совершала, с тех пор стала называться Масджид аль-кыблатайн, т.е. «Мечеть двух направлений». Именно с момента перемены кыблы ислам начал становиться той религией, которая возвратила учение пророков в свое первоначальное русло со времени Адама, Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса) – мир им всем и благословение Всевышнего.

(Из книги муфтия Равиля Гайнутдина "Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон")