Месяц раджаб лунного календаря
12 февраля с заходом солнца начался месяц раджаб — седьмой месяц мусульманского лунного календаря, один из четырёх запретных месяцев и первый из трех священных месяцев (раджаб, шаъбан и рамадан).
Месяц раджаб является одним из четырех запретных месяцев, о чем свидетельствует и его название, происходящее от арабского глагола раджаба, означающего «возвеличивать».
Значительные события этого месяца:
Миърадж
Арабское слово миърадж означает «вознесение», и, согласно исламскому вероучению, это событие произошло в ночь с 26 -го на 27-е число месяца раджаб. В эту ночь произошло два удивительных события — аль-Исра и аль-Миърадж .
Первым стало «перенесение» Пророка ﷺ из Мекки в Иерусалим, о чем есть упоминание и в Коране:
«Слава (Аллаху), Который перенес ночью Своего раба из Священной мечети в Отдаленнейшую мечеть, окрестности которой Мы благословили, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений. Воистину, Он — Слышащий, Видящий (все вещи)» (17:1).
А в хадисах говорится, что Посланник Аллаха ﷺ совершил свое «ночное путешествие» в сопровождении ангела Джибриля. Они вместе сели на аль-Бурака — сверкающее верховое животное, имя которого происходит от корня, означающего «блестеть, сверкать». Оказавшись в Иерусалиме на Храмовой горе, пророк Мухаммад ﷺ совершил там намаз, будучи имамом, и за ним читали молитву Божьи пророки и посланники.
После этого состоялось вознесение (Миърадж) Пророка ﷺ на семь неземных уровней, во время которого Посланник Аллаха ﷺ общался с некоторыми пророками, а также получил возможность увидеть райские блага и адские мучения. После вознесения на последний уровень ангел Джибрил, сопровождавший Посланника Аллаха ﷺ, сказал, что выше он подняться не сможет, и Пророк ﷺ отправился дальше один. Там он предстал перед Всевышним, даровавшим Своему любимому Посланнику ﷺ высочайший пророческий статус.
Именно там Всевышний предписал совершение ежедневных молитв (намазов), причем поначалу их количество составляло 50. Однако при возвращении Посланник Аллаха ﷺ встретил пророка Мусу (Моисея), который посоветовал ему вернуться и попросить Всевышнего о сокращении молитв. Это было вызвано тем, что, проповедуя длительное время среди своего народа, Муса знал, что многие воспротивятся воле Создателя. Посланник Аллаха ﷺ вернулся и попросил о сокращении молитв, и Всевышний сократил число намазов до 40, но пророк Муса убеждал Посланника Аллаха ﷺ в том, что и это количество окажется слишком большим. Так продолжалось до тех пор, пока число намазов не сократилось до 5, после чего Посланник Аллаха ﷺ сказал Мусе о том, что ему стыдно просить у Всевышнего о еще большем сокращении, хотя пророк Муса и сказал о том, что даже пятикратная молитва станет непростым испытанием для верующих .
Рагаиб
Ночь с четверга на пятницу первой недели раджаба именуется таким арабским термином как рагаиб, что означает «мечты»; «желания». Согласно мнениям части богословов, в эту ночь к Посланнику Аллаха ﷺ нисходило большое количество ангелов, а сам Пророк ﷺ, вознося благодарность Всевышнему, совершал 12 ракаатов дополнительной молитвы. Отмечается, что тот, кто проведет эту ночь в молитвах, получит большое вознаграждение (аджр).
Однако следует заметить, что достоверные предания о том, что Посланник Аллаха ﷺ действительно совершал в эту ночь молитву в 12 ракаатов, отсутствуют. Таким образом, совершение специальных намазов и дуа в ночь рагаиб не имеет строгого канонического обоснования. Хотя совершать обряды поклонения в эту ночь, безусловно, допускается, так же как и в любые другие дни и ночи.
В народной традиции принято считать, что именно в эти дни произошло и бракосочетание родителей Пророка ﷺ, однако точных указаний на эту дату в исторических источниках не имеется.
Поход на Табук
В начале месяца раджаб начался поход на Табук (630 г.), что было вызвано известием о решении византийцев вторгнуться в пределы Аравийского п-ова. Мусульманами была объявлена мобилизация, и все желающие выступили в этот поход. Данная военная экспедиция стала самой… миролюбивой, т. к. сражение между противоборствующими сторонами не состоялось. По каким-то причинам огромная византийская армия повернула назад. Одной из таких причин историки считают присутствие в числе мусульман самого Пророка ﷺ.
Из книги муфтия Гайнутдина "Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон"